Первые результаты ежегодного опроса GALLUP International: Индекс надежды |
Казахстан занял 8 место из 42 стран в Глобальном индексе надежды, который традиционно определяется результатами международного опроса «Итоги года», проводимого GALLUP International. Оператором опроса по Казахстану являлся Центр бизнес информации, социологических и маркетинговых исследований «BISAM-Central Asia»

Индекс надежды рассчитывается на основе задаваемого респондентам вопроса «Будет ли следующий год лучше/хуже предыдущего или останется таким же?». Значение индекса определяется как разница между долями респондентов, выбравших варианты «лучше» и «хуже».
Индекс надежды по Казахстану в 2020 году составил + 50. 56% опрошенных казахстанцев считают, что 2021 г. будет лучше 2020 г. и только 6%, что хуже. 30% респондентов сочли, что следующий год будет таким же, как предыдущий, и 8% затруднились ответить.

Однако по сравнению с 2019 г. оптимизм казахстанцев несколько поубавился. Год назад индекс надежды у Казахстана был на 10 пунктов выше и составлял +60. С этим показателем наша страна находилась в пятерке самых оптимистически настроенных стран вместе с Перу, Албанией, Нигерией и Арменией.
В 2020 г. состав ТОП 5 лидеров рейтинга изменился. Из прежних лидеров в нем осталась только Нигерия, выйдя на сей раз с индексом + 72 на первое место. Пополнили пятерку Индонезия (+66), Азербайджан (+65), Вьетнам (+59) и Кыргызстан (+58). Азербайджан заменил в лидирующей группе Армению, что стало вполне закономерной метаморфозой общественного мнения после войны в Карабахе. На индексе Кыргызстана очевидно сказались надежды, появившиеся после смены власти. Такого рода изменения, как показывают глобальные замеры за ряд последних лет, часто стимулируют рост позитива в общественных настроениях. Так было в Перу, Мексике, Украине и в той же Армении.
Страна
|
Индекс надежды
|
Нигерия
|
+72
|
Индонезия
|
+66
|
Азербайджан
|
+65
|
Вьетнам
|
+59
|
Кыргызстан
|
+58
|
*Топ-5 оптимистически настроенных стран
В целом на динамику индекса надежды влияет множество факторов. Однако прослеживаются некоторые закономерности.
В пятерке лидеров обычно оказываются далеко не самые развитые, нередко – самые бедные страны. Многократно подтверждается гипотеза, что социальные настроения и самоощущения определяются не столько экономическими, сколько ментальными факторами, прежде всего уровнем социальных притязаний.
В силу этого, в пятерке аутсайдеров Глобального индекса надежды почти всегда присутствуют достаточно благополучные по ключевым социально экономическим показателям страны. В 2020 г. самой пессимистически настроенной страной стала Италия с индексом минус 43. Итальянцы, вопреки нашим представлениям об их природной жизнерадостности, в оценке будущего всегда пессимисты. В этом году на них явно повлияло еще и течение пандемии, когда Италия стала одной из первых жертв COVID – 19. Соседи Италии по антирейтингу – высокоразвитые Гонконг (-34) и Юная Корея (-22). Частые гости антирейтинга – страны Восточной Европы, осуществившие некогда заветную мечту вступления в Европейский Союз. В этом году они представлены Польшей (-32) и Болгарией (-29). Однако и во всех предыдущих замерах «новички» Евросоюза, чаще всего, демонстрировали крушение былых надежд отрицательными значениями индексов: пессимистов среди их граждан оказывалось существенно больше, чем оптимистов.
Страна
|
Индекс надежды
|
Италия
|
-43
|
Гонконг
|
-34
|
Польша
|
-32
|
Болгария
|
-29
|
Южная Корея
|
-22
|
*Топ-5 пессимистически настроенных стран
Из стран СНГ в числе пессимистов прочно закрепилась Россия. В 2020 г. ее индекс надежды – минус 13.
И все же международный опрос подарил нам приятный сюрприз. В 2019 г. Глобальный индекс надежды показал самое низкое за последние 5 лет значение – плюс 12. Возникает мысль о каком-то всемирном предчувствии, хотя и объективных показателей в мировой экономике было достаточно для таких настроений. Однако в 2020 г. показатель глобального индекса надежды возрос до + 19, на 7 пунктов. Очевидно, пережив уникальный по масштабам форс мажора 2020 год, люди «в среднем по планете» решили, что в году 2021 хуже уже не будет. Хотя, может быть, просто начали уставать от пессимизма.

|
BISAM осваивает передовые методы |
BISAM Central Asia всегда стремится к новым знаниям. Мы не перестаем перенимать опыт и внедрять инновационные идеи в процессы своей работы. Модераторы нашей компании продолжают совершенствоваться и успешно прошли курс в Школе маркетинговых исследований НИУ ВШЭ (г. Москва, Российская Федерация).
Курс «Инсайты нового поколения. Качественные методы исследований для решения современных бизнес-задач» позволил нашей команде существенно расширить свои знания в области качественных исследований, овладеть уникальными авторскими методиками. Особый акцент в обучении был сделан на бесконтактных и онлайн методах проведения качественных исследований, что является крайне актуальным в современных реалиях.

|
Ответ на вызов пандемии - качественные исследования онлайн |

2020 год, безусловно, войдет в историю как год больших событий и перемен. Пандемия коронавируса, с одной стороны, породила серьезные социально-экономические опасения во всем мире, с другой стороны, дала стимул развитию новых технологических и иных возможностей практически во всех профессиональных сферах. Не стала исключением и сфера социологических и маркетинговых исследований. Сегодня, когда задачи бизнеса требуют оперативных решений, а возможности организации и проведения деловых мероприятий остаются достаточно ограниченными, как никогда важно найти и использовать эффективные инструменты реагирования.
Несмотря на обострившуюся ситуацию с пандемией и введение карантинных мер, компания BISAM Central Asia рада предложить своим Клиентам возможность проведения онлайн фокусных групп и глубинных интервью в дистанционном режиме на ведущих онлайн платформах. Теперь у Вас нет необходимости делать вынужденные паузы в изучении интересующих Вас задач.
Ключевые преимущества онлайн фокусных групп и глубинных интервью:
· охват различных групп населения, находящихся в любой точке Казахстана без дополнительных затрат
· отсутствие необходимости в физическом посещении фокусных групп в качестве наблюдателя. Все, что Вам нужно для участия в исследовании в комфортной для Вас обстановке – компьютер, смартфон или планшет, стабильное Интернет-соединение
· общение с модератором напрямую в режиме реального времени, не прерывая ход дискуссии: внесение корректировок в процесс модерирования, оперативная актуализация гайда – добавление дополнительных вопросов, не входящих в гайд, но показавшихся Вам важными в процессе проведения интервью
· экономия бюджетных средств за счет сокращения затрат, связанных с организацией опроса, командировками специалистов, арендой помещения и оборудования и т.д.
· более тщательное наблюдение за реакцией каждого респондента на тот или иной вопрос – все участники компактно представлены на экране компьютера в виде видео коллажа
· предоставление видео и/или аудиозаписи в HD качестве, дашбордов, презентаций после каждой проведенной дискуссии/интервью в течение 1 часа
· возможность тестирования всех видов рекламы и использования креативных методик
Наблюдайте за групповыми дискуссиями в удобной для Вас обстановке, экономьте время и средства, проводите исследования в любой точке Казахстана вне зависимости от вводимых ограничений. |
Коронавирус в Казахстане: новые данные социологического мониторинга |
У 76% опрошенных казахстанцев в период карантина сократился семейный доход, но люди надеются на лучшее

Мониторинг настроений , связанных с пандемией COVID-19 и карантинными ограничениями, показывает, что опасения казахстанцев заразится коронавирусом колеблются вместе с динамикой распространения инфекции и уровнем строгости карантинных ограничений. Так, если в середине марта, на начальном этапе чрезвычайной ситуации и карантина, опасались заразиться 53% респондентов, то в первой декаде апреля, на момент существенного ужесточения карантинных мер – 59%. На неделе же с 8 по 15 июня боязнь заразится обнаружили лишь 45% опрошенных.

На протяжении всего прошедшего периода пандемии в казахстанском обществе было широко распространено убеждение, что угроза коронавируса преувеличена. В середине марта этого мнения придерживались 60% опрошенных. Правда, в апреле доля «вирусоскептиков» резко сократилось и составила лишь 47%. Однако в июне этот показатель достиг пика и превысил 60%. Таким образом, попытки сохранить отдельные карантинные ограничения одновременно с ослаблением режима карантина в целом осуществлялись в обстановке, когда явное большинство граждан недооценивали опасность COVID-19. Очевидно, именно этот фактор, а не просчеты в организации карантинных мероприятий, обусловили новое ухудшение эпидемиологической ситуации.
В июньский опрос был включен ряд вопросов, позволяющих увидеть социально-экономические итоги карантина. За период карантина семейный доход сократился у 76% опрошенных. Из числа работающих респондентов 58% перешли на новый режим работы (удаленная работа, предоставление услуг в онлайн формате, заказы на вынос и т.д.). У 23% этот режим к середине июня полностью сохранился, еще у 56% сохранился частично. При этом лишь чуть более трети респондентов (34%) считают, что новый рабочий формат обнаружил существенные преимущества и может быть сохранен. 58% придерживаются противоположной точки зрения. 8% затруднились ответить на этот вопрос.
Карантин заставил подавляющее большинство респондентов научится экономить, практически, на всех статьях семейного бюджета. Лишь 13% опрошенных заявили, что им не приходилось экономить вообще. 32% экономили на питании, 43% на медицинских услугах, 58% на парфюмерии и косметики, 67% на покупках одежды и обуви.

59% пришлось отказаться от запланированных покупок бытовой техники, 55% отложили намечавшиеся работы по ремонту и обслуживанию жилья.
После полной отмены карантина лишь пятая часть опрошенных надеется выйти из режима экономии. 22% будут вынуждены снова экономить на питании, 31% на медицинских услугах, 43% на парфюмерии и косметике.
Вряд ли удастся существенно компенсировать свои потери туристической отрасли и сфере организации досуга. 60% респондентов намеренны и после карантина экономить на путешествиях, 52% - на отдыхе и развлечениях.
Однако по некоторым статьям отложенный спрос обещает превратиться в реальный. Так, доля экономящих на покупке одежды и обуви сократится на 28 процентных пунктов, доля отложивших покупки бытовой техники – на 16, доля откладывающих ремонт жилья на 11 процентных пунктов.
Тем не менее, при таких далеко не радужных экономических планах, наши сограждане смотрят в будущее с оптимизмом. 65% респондентов убеждены, что к концу года жизнь в Казахстане вернется в нормальное русло. Противоположной точке зрения придерживается 26%. 9% затруднились ответить на этот вопрос.

К профилактическим мерам государства респонденты относятся, преимущественно позитивно. 74% опрошенных считает, что правительство хорошо справляется с коронавирусом, 71% полагают, что распространение коронавируса сейчас под контролем. Однако на вопрос «Кто несет ответственность за принятие решений о вашем здоровье?», 90% респондентов ответили «я сам» и лишь 8% возложили ответственность на государство (2% не смогли выразить однозначного мнения по этому вопросу).
Опрошено 8-15 июня 2020 г. 500 респондентов во всех регионах Казахстана.
Опрос проводился Центром бизнес информации, социологических и маркетинговых исследований BISAM Central Asia в рамках международного исследования Gallup International |
|
|