Коронавирус в Казахстане: новые данные социологического мониторинга |
У 76% опрошенных казахстанцев в период карантина сократился семейный доход, но люди надеются на лучшее
Мониторинг настроений , связанных с пандемией COVID-19 и карантинными ограничениями, показывает, что опасения казахстанцев заразится коронавирусом колеблются вместе с динамикой распространения инфекции и уровнем строгости карантинных ограничений. Так, если в середине марта, на начальном этапе чрезвычайной ситуации и карантина, опасались заразиться 53% респондентов, то в первой декаде апреля, на момент существенного ужесточения карантинных мер – 59%. На неделе же с 8 по 15 июня боязнь заразится обнаружили лишь 45% опрошенных.
На протяжении всего прошедшего периода пандемии в казахстанском обществе было широко распространено убеждение, что угроза коронавируса преувеличена. В середине марта этого мнения придерживались 60% опрошенных. Правда, в апреле доля «вирусоскептиков» резко сократилось и составила лишь 47%. Однако в июне этот показатель достиг пика и превысил 60%. Таким образом, попытки сохранить отдельные карантинные ограничения одновременно с ослаблением режима карантина в целом осуществлялись в обстановке, когда явное большинство граждан недооценивали опасность COVID-19. Очевидно, именно этот фактор, а не просчеты в организации карантинных мероприятий, обусловили новое ухудшение эпидемиологической ситуации.
В июньский опрос был включен ряд вопросов, позволяющих увидеть социально-экономические итоги карантина. За период карантина семейный доход сократился у 76% опрошенных. Из числа работающих респондентов 58% перешли на новый режим работы (удаленная работа, предоставление услуг в онлайн формате, заказы на вынос и т.д.). У 23% этот режим к середине июня полностью сохранился, еще у 56% сохранился частично. При этом лишь чуть более трети респондентов (34%) считают, что новый рабочий формат обнаружил существенные преимущества и может быть сохранен. 58% придерживаются противоположной точки зрения. 8% затруднились ответить на этот вопрос. Карантин заставил подавляющее большинство респондентов научится экономить, практически, на всех статьях семейного бюджета. Лишь 13% опрошенных заявили, что им не приходилось экономить вообще. 32% экономили на питании, 43% на медицинских услугах, 58% на парфюмерии и косметики, 67% на покупках одежды и обуви.
59% пришлось отказаться от запланированных покупок бытовой техники, 55% отложили намечавшиеся работы по ремонту и обслуживанию жилья. После полной отмены карантина лишь пятая часть опрошенных надеется выйти из режима экономии. 22% будут вынуждены снова экономить на питании, 31% на медицинских услугах, 43% на парфюмерии и косметике. Вряд ли удастся существенно компенсировать свои потери туристической отрасли и сфере организации досуга. 60% респондентов намеренны и после карантина экономить на путешествиях, 52% - на отдыхе и развлечениях. Однако по некоторым статьям отложенный спрос обещает превратиться в реальный. Так, доля экономящих на покупке одежды и обуви сократится на 28 процентных пунктов, доля отложивших покупки бытовой техники – на 16, доля откладывающих ремонт жилья на 11 процентных пунктов. Тем не менее, при таких далеко не радужных экономических планах, наши сограждане смотрят в будущее с оптимизмом. 65% респондентов убеждены, что к концу года жизнь в Казахстане вернется в нормальное русло. Противоположной точке зрения придерживается 26%. 9% затруднились ответить на этот вопрос.
К профилактическим мерам государства респонденты относятся, преимущественно позитивно. 74% опрошенных считает, что правительство хорошо справляется с коронавирусом, 71% полагают, что распространение коронавируса сейчас под контролем. Однако на вопрос «Кто несет ответственность за принятие решений о вашем здоровье?», 90% респондентов ответили «я сам» и лишь 8% возложили ответственность на государство (2% не смогли выразить однозначного мнения по этому вопросу).
Опрошено 8-15 июня 2020 г. 500 респондентов во всех регионах Казахстана. Опрос проводился Центром бизнес информации, социологических и маркетинговых исследований BISAM Central Asia в рамках международного исследования Gallup International |