Уникальный шанс для казахстанской социологии |
Исследовательское обеспечение Плана Нации как уникальный шанс для повышения статуса социологии в казахстанском обществе Выступление Гуревича Л.Я. на Астанинском социологическом форуме Видение проблемы Что дает нам основания задуматься об уникальном шанседля казахстанской социологии в связи с реализацией Плана Нации? Прежде всего, то, что уникален сам этот государственный документ. В нем мы видим беспрецедентное для практики государственного планирования соотношение масштабности, комплексности и конкретики. Это его ключевое преимущество многократно признано на международном уровне. Поэтому он требует и уникального исследовательского обеспечения, в котором должны сочетаться точечность подходов и целостность результатов. Безусловно, исследовательское обеспечение столь крупного социального проекта требует широкого междисциплинарного взаимодействия. Роль социологии в таком взаимодействии по определению является ведущей. Ведь социология – это, как известно, единственная общественная наука, объектами которой, в отличии, скажем, от политологии, культурологи, экономики, являются все сферы общественной жизни, но в особом предметном ракурсе. И социология, опять же в отличии от других социальных наук, дает для оценки общественных процессов «взгляд снизу». Достаточно ли востребованы эти функции социологии в казахстанском обществе? Можно ли реально повысить их востребованность и эффективность? И какую уникальную роль может сыграть участие социологии в исследовательском обеспечении Плана Нации? Не берусь дать исчерпывающие ответы на эти вопросы, но попытаюсь наметить подходы к этим ответам. Для того, чтобы исследовательское обеспечение Плана Нации стало действительно уникальным шансом внутреннего роста и внешней востребованности для казахстанской социологи, требуются: внутренние преобразования в самой казахстанской социологической науке, включая ее фундаментальный и прикладной компоненты; преобразования ее внешней среды; выработка оптимальных тематических и организационных форматов для того, чтобы стать не интеллектуальным украшением, а реальным инструментом реализации Плана Нации. Взгляд внутрь Мы часто и много говорим о недостаточной общественной востребованности казахстанской социологии, подразумевая под этим, не будем скрывать, прежде всего востребованность государственную. Но ведь в стране проводится великое множество прикладных социологических исследований, и в большей части – именно по государственному заказу. А теперь зададимся вопросом – можем ли мы привести пример, когда бы результаты социологического исследования, что называется, «всколыхнули страну», когда они бы выявили или, по крайней мере, актуализировали, общенациональную проблему и инициировали разработку государственной программы? Таких примеров нет (и я бы очень хотел ошибиться, обнаружив, что просто недостаточно владею информацией). Сомнительным успокоением нам может послужить то, что и в других странах трудно найти примеры подобного рода. Но не будем оглядываться по сторонам, а вновь сосредоточимся на взгляде внутрь. Можно, конечно, найти массу оправданий, сетуя и на существующую практику формирования тематики для государственного заказа, и на правила тендеров, не учитывающие исследовательскую специфику, и на многое другое. И все же роль социологии в обществе зависит, прежде всего, от самих социологов. Каковы в этом плане внутренние ресурсы и резервы казахстанской социологии? Во-первых, это преодоление разобщенности между фундаментальными и прикладными разработками казахстанских исследователей. Поставщиками исследовательских проблем должны становится не столько государство, бизнес и гражданское общество, сколько отечественная фундаментальная социологическая наука. Здесь, правда, возникает вопрос – а есть ли у нас собственная фундаментальная социология? Вопрос сложный. Большинство работ наших социологов – это обобщение результатов эмпирических исследований по сугубо локальной проблематике. Но тренды мировой социологии дают нам реальный шанс выйти из этой «тихой заводи». Главное, магистральное направление развития мировой социологической науки определено сегодня общепризнанным кризисом европоцентризма и радикальным расширением территории поиска для макросоциологических обобщений, причем с равноправным включением в нее этнокультурных ареалов и отдельных стран. В этом контексте Казахстан с его уникальными достижениями в государственном строительстве на полиэтнической основе, в формировании гражданской идентичности, в экономических и политических реформах, новый этап которых нашел концентрированное выражение в Плане Нации, может стать прекрасной площадкой для генерирования новых идей в области теоретической социологии. В 2011 году, на Конгрессе социологов, в докладе «Способна ли казахстанская социология выйти за рамки провинциальной эмпирики?», я попытался поставить и конкретизировать этот вопрос. Однако частью аудитории констатация провинциализма казахстанской социологии была воспринята как обвинение, а в защиту посыпались примеры типа «О каком провинциализме идет речь? Вот я опубликовал статью в московском журнале». Сегодня План Нации вновь обращает внимание отечественных социологов: Казахстан перестал идти по пути подражательства, Казахстан взял курс на авангард. Следовательно, наука, в том числе социология, должна органически вписаться в этот курс. Во-вторых (здесь перехожу к большей конкретике), мы должны отказаться сами и побудить отказаться наших «работодателей» от понимания исследовательского обеспечения государственных проектов лишь в двух ракурсах – как социологического ситуационного мониторинга и как сбора информации с целью выработки рекомендаций «по ходу дела». Нам нужно разработать многоплановую и многовариантную методику превентивных исследований, которые проводились бы не на стадии реализации, а на стадии разработки и апробации стратегий и мер. В частности, исследования должны стать инструментом ранней диагностики ключевых проблем. И, наконец, в-третьих, о возможных организационных механизмах мобилизации внутренних ресурсов реформирования отечественной социологии. Необходимо радикально повысить роль Ассоциации социологов Казахстана в инициировании и координации тематики социологических исследований. Взгляд вовне Однако, при всей важности самоорганизации казахстанской социологии, определяющее значение имеет практика применяемости результатов социологических исследований государством, бизнесом, политическими и общественными организациями. Я говорю не о применимости, а именно о применяемости исследований. Применимость зависит, прежде всего, от актуальности и качества исследования. Применяемость – от сложившейся культуры управления. На основе наблюдений и вторичной информации, я уже докладывал на Конгрессе социологов сугубо приблизительный расчет, согласно которому примерно шестьдесят процентов социологических исследований, заказанных государственными органами и национальными компаниями, ложатся «под сукно», примерно по тридцати процентам разрабатываются формальные планы мероприятий и лишь по примерно десяти процентам осуществляется социологический мониторинг внедрения мероприятий. (Реальное внедрение я пока оставляю за скобками, ибо здесь у меня нет материалов даже для гипотезы). Но приведенные выкладки очень уязвимы. И сегодня назрела острая необходимость проведения большого специального исследования практики заказа и применения социологических исследований государственными органами и национальными компаниями. Вторая, не менее острая, необходимость – создание единой централизованной базы социологических данных. Такая база, конечно, пригодится, в основном, для профессионального потребления. А для общественного потребления социологической информации необходима гораздо большая, чем сейчас, прозрачность результатов социологических исследований. В развитых странах, в число которых мы хотим войти, существует правило – социальные исследования, проведенные за государственный счет, должны быть открыты обществу. К сожалению, сегодня у значительной части заказчиков в отношении публикаций исследовательских результатов проявляется известный синдром «собаки на сене». Точки сосредоточения Сказав об условиях эффективного участия социологов в реализации Плана Нации, хочу высказать соображения о ключевых пунктах и принципах такого участия. Прежде всего, План Нации открывает возможности для включения в его исследовательское обеспечение всех отраслей социологического знания. Здесь найдут свою нишу и политическая социология, и экономическая социология, и социология организаций, и социология межэтнических отношений, и опросы общественного мнения, и социально-экономические обследования территорий, и исследования персонала, и т.д. Во-вторых, План Нации создает почву для давно желаемого, но все никак не достигаемого объединения усилий исследователей из академической сферы и исследователей, представляющих индустрию изучения общественного мнения и рынка. Взять хотя бы шаг 86 «Разработка и реализация масштабного проекта Ассамблеи Народа Казахстана «Большая страна – Большая семья» при увязке с концепцией развития туристской отрасли РК до 2020г». В работе по этому пункту необходимо соединение социологических и маркетинговых, социо-структурных и поведенческих исследований. В социологическом исследовательском обеспечении Плана Нации особого внимания потребуют исследования для минимизации социальных рисков. Сегодня социологи фиксируют высокий уровень всенародной поддержки «100 шагов». Однако любые реформы, любые инновации, любая модернизация всегда имеют наряду с потенциалом поддержки и потенциал сопротивления. Такое сопротивление, чаще всего, бывает скрытым, а иногда – неосознанным. В исследования потенциала сопротивления реформам должны привлекаться тонкие социологические технологии. Специальных профилактических исследований требуют некоторые конкретные шаги Плана Нации, прежде всего: Шаг 35 – Введение в рыночный оборот земель сельскохозяйственного назначения; Шаг 79 – Поэтапный переход на английский язык обучения в старшей школе и ВУЗах; Шаг 83 – Либерализация трудовых отношений. Разработка нового Трудового Кодекса; Шаг 84 – Оптимизация социальной помощи через усиление ее адресного характера. Уже сейчас, в первоочередном плане, необходимы исследования для предотвращения проникновения в различные слои населения неконтролируемой информации и нежелательных стереотипов относительно намеченных реформ. План Нации предполагает четко-сформулированный целостный результат – «Современное государство для всех». Насколько все готовы к такому государству, насколько оно действительно будет для всех? Ответ на этот вопрос как раз и соответствует предметной области социологии как науки. План Нации дает возможность казахстанским социологам самореализоваться наилучшим образом, а сделав это, зримо продемонстрировать государству и обществу свою полезность. Вы можете заказать социологическое исследование в нашей компании.
|