ОБЩЕСТВЕННОЕ ДОВЕРИЕ В КАЗАХСТАНЕ |
Результаты социологического исследования AlmaU Trust Barometer
IV Международная конференция «Общественное доверие и социальный капитал»
МЕТОДОЛОГИЯ
Исследованиестроится по образцу проекта Edelman Trust Barometer. Проект Ричарда Эдельмана зародился в 2001 году под влиянием всплеска массового недоверия бизнесу (кризис корпоративного управления, биржевой кризис доткомов).
Замер доверия в обществе обнажает скрытый потенциал и риски для деловой активности, социальных противоречий, стабильности власти, развития демократии. Инструмент Edelman Trust Barometer – вопросы со шкалами и индексами на основе шкал.
Edelman Trust Barometer – сравнительное исследование по странам, проводится ежегодно. В 2023 г. в исследовании участвовало 28 стран. Казахстан не входит в число странучастников Edelman Trust Barometer. AlmaU Trust Barometer инициативно проводится с 2021 года. Данное исследование – 3 волна проекта.
Метод сбора данных:
• CATI (Computer Assisted Telephone Interview)
Сроки полевых работ: с 12 октября по 14 ноября 2023 г.
Генеральная совокупность: • население Республики Казахстан от 18 лет и старше.
Выборка:
• случайная стратифицированная,
• пропорциональное распредление по полу, возрасту, сельскому и городскому населению в регионах РК, национальности,
• дополнительный отбор: фиксированное количество респондентов по уровню оконченного образования, уровню дохода и уровню информированности о государственной политике и бизнесе («информированная общественность» и «массовое население»).
Размер выборки:
согласно методологии Edelman Trust Barometer опрошено 1150 респондентов, в том числе следуя подходу AlmaU Trust Barometer: информированная общественность (200 респондентов), отвечающая всем нижеуказанным критериям:
• от 18 до 65 лет включительно,
• уровень оконченного образования не ниже высшего (бакалавриат, специалитет),
• уровень среднедушевого дохода домохозяйства не менее 140 000 тенге в месяц,
• высокий уровень информированности о новостях государственной политики и бизнеса.
массовое население (950 респондентов от 18 лет и старше)
ИНДЕКС ДОВЕРИЯ. ДОВЕРИЕ ИНСТИТУТАМ
ДОВЕРИЕ НАСЕЛЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОЙ СРЕДЕ
КАЗАХСТАНЦЫ ДЕМОНСТРИРУЮТ НЕВЫСОКОЕ ДОВЕРИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВАМ ДРУГИХ СТРАН, НО ЕСТЬ ТРЕНД НА ЕГО УВЕЛИЧЕНИЕ. ИНФОРМИРОВАННАЯ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ СИЛЬНЕЕ ОСТАЛЬНЫХ ДОВЕРЯЕТ СТРАНАМ ЗАПАДА, КИТАЮ И УКРАИНЕ – ВОЗМОЖНО, ГИБЧЕ РЕАГИРУЯ НА МЕДИЙНУЮ ПОЛИТИЧЕСКУЮ ПОВЕСТКУ.
Турция в топе благодаря культурной близости и роли международного медиатора, правительству Украины оказывается наименьшее доверие. Показатели правительств стран Европы несколько выросли с 2022 г., но стали сильнее отставать от лидеров – Турции и КНР. Доверие им выше у этнических казахов. Доверие РФ отходит от перелома 2022 г., что может быть обусловлено ослаблением внимания к войне в Украине. Менее всего властям РФ доверяют этнические казахи (37%). Изменение отношения к КНР резонно из-за окончательного конца пандемии, обширных торговых контактов, распространения доверия промышленным товарам (автомобилям) из Китая. Сельские жители уже не выделяются радикализмом относительно КНР. Доверие США испытывает спад – возможно, из-за угроз вторичных санкций. Позитивнее оценивает власти этой страны молодежь.
МЕЖДУНАРОДНОЕ ДОВЕРИЕ – АЛЬЯНСЫ И ОБЪЕДИНЕНИЯ
У КАЗАХСТАНЦЕВ СЛАБОЕ ДОВЕРИЕ МЕЖДУНАРОДНЫМ ОБЪЕДИНЕНИЯМ. САММИТ ОРГАНИЗАЦИИ ТЮРКСКИХ ГОСУДАРСТВ В АСТАНЕ В 2023 Г. ПОВЛИЯЛ НА ПОКАЗАТЕЛИ ДОВЕРИЯ.
В 2023 г. инициативный замер показал преимущественное доверие культурному альянсу Организация тюркских государств. Респонденты 18-35 лет относятся к НАТО и Организации тюркских государств позитивнее остальных возрастных когорт. Наиболее настороженно к таким институтам, как НАТО, ЕАЭС и ШОС относятся в западных регионах Казахстана. Более привычные респондентам организации, членом которых является Казахстан – ЕАЭС, СНГ, ОДКБ – не облечены большим доверием. Несколько чаще им высказывают ту или иную степень доверия респонденты из числа трудоустроенных и этнические русские.
ОБОБЩЕННОЕ ДОВЕРИЕ – доверие людям в обществе
ИНДЕКС ОБОБЩЕННОГО ДОВЕРИЯ СОСТАВЛЯЕТ 22% – ЭТО НЕВЫСОКИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ (МЕНЕЕ 50%). РОСТ ПРОДВИГАЕМОЙ ГОСУДАРСТВОМ КОНСОЛИДАЦИИ ОБЩЕСТВА ПОКА НЕ НАХОДИТ ПОЛНОГО ОТРАЖЕНИЯ НА УРОВНЕ ПОВСЕДНЕВНОГО ДОВЕРИЯ, СПЛОЧЕННОСТИ. ДОЛЯ КАЗАХСТАНЦЕВ, С ОСТОРОЖНОСТЬЮ ДОВЕРЯЮЩИХ ЛЮДЯМ, ОСТАЕТСЯ ОЧЕНЬ ВЫСОКОЙ И ДЕМОНСТРИРУЕТ РОСТ (74%). ИНФОРМИРОВАННАЯ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ – ДРАЙВЕР ОБОБЩЕННОГО ДОВЕРИЯ: 28% ИНФОРМИРОВАННОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ ДОВЕРЯЮТ ОКРУЖАЮЩИМ. ТАКЖЕ БОЛЕЕ ОТКРЫТЫ ОКРУЖАЮЩИМ ПЕНСИОНЕРЫ (ПОКАЗАТЕЛЬ ДОВЕРИЯ 32%). ИНДИКАТОРЫ НЕДОВЕРИЯ У ОТВЕТОВ ЭТНИЧЕСКИХ КАЗАХОВ ВЫШЕ (5%) ДРУГИХ ГРУПП.
ДОВЕРИЕ К МЕДИА И ИНФОРМАЦИОННАЯ ГИГИЕНА
ИНФОРМАЦИОННАЯ ГИГИЕНА
ИНФОРМАЦИОННАЯ ГИГИЕНА – УМЕНИЕ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В НОВОСТЯХ, ОТДЕЛЯТЬ ФЕЙК-НЬЮЗ ОТ ПРАВДИВОЙ ИНФОРМАЦИИ, НЕ ПОДДАВАТЬСЯ ПРОПАГАНДЕ.
ИНФОРМАЦИОННАЯ ГИГИЕНА – КОМПЛЕКСНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ, ПОДСЧИТЫВАЕМЫЙ НА ОСНОВЕ:
• ИНФОРМАЦИОННОГО КРУГОЗОРА РЕСПОНДЕНТОВ (КАК ЧАСТО ПОТРЕБЛЯЮТ НОВОСТИ),
• ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ В РАЗНЫХ ТОЧКАХ ЗРЕНИЯ,
• ГОТОВНОСТИ ПРОВЕРЯТЬ ИНФОРМАЦИЮ,
• РАССЫЛКЕ ПРОВЕРЕННЫХ ИЛИ НЕПРОВЕРЕННЫХ НОВОСТЕЙ.
УРОВЕНЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГИГИЕНЫ НЕВЫСОКИЙ И ДАЖЕ СНИЗИЛСЯ С 2022 Г.
ПРАКТИЧЕСКИ ПОЛОВИНА РЕСПОНДЕНТОВ НЕДОСТАТОЧНО КРИТИЧНЫ К ПОСТУПАЮЩЕЙ ИНФОРМАЦИИ ИЛИ ДАЖЕ РАСПРОСТРАНЯЮТ НЕПОДТВЕРЖДЕННЫЕ СЛУХИ. У ИНФОРМИРОВАННОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ ПОКАЗАТЕЛЬ ХОРОШЕЙ ГИГИЕНЫ ЗАМЕТНО ВЫШЕ (27%). НО ДАЖЕ В ЭТОЙ СРЕДЕ 37% ПЛОХО СОБЛЮДАЮТ ИНФОРМАЦИОННУЮ ГИГИЕНУ.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ЯНВАРСКИХ СОБЫТИЙ
КОНСЕНСУС ПО ПОВОДУ ЯНВАРСКИХ СОБЫТИЙ ЕЩЕ НЕ НАЙДЕН. МНЕНИЕ О САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, ОТСУТСТВИИ ВНЕШНЕЙ МОТИВАЦИИ МАССОВЫХ ПРОТЕСТОВ СТАНОВИТСЯ МЕНЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫМ. ПОЗИЦИЯ О ВОЗНИКНОВЕНИИ СОБЫТИЙ ИЗ-ЗА БОРЬБЫ ЗА ВЛАСТЬ ИЛИ ПОД ВЛИЯНИЕМ САМИХ ВЛАСТЕЙ ПОКАЗЫВАЕТ РОСТ
СОЦИАЛЬНЫЕ СТРАХИ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОПТИМИЗМ
ВОСПРИЯТИЕ ИНСТИТУТОВ ОБРАЗОВАНИЯ
скачать материал можно по ссылке: https://disk.yandex.ru/i/PNynKYOUMP5wQA
|
Надежда на лучшее в мире усиливается, в Казахстане слабеет
Обобщены результаты традиционного международного опроса Gallup International «Итоги года». Опрошено более 40 тысяч человек в 41 стране. Оператором опроса в Казахстане, как и в предыдущие 10 лет, выступил Центр социологических и маркетинговых исследований BISAM Central Asia.
По данным таких опросов вычисляется, прежде всего, важнейший показатель настроений в мире – Индекс надежды. Он рассчитывается как разница ответов «лучше» и «хуже» на вопрос «Будет ли наступающий год лучше или хуже уходящего, или останется таким же?». Ответ «Останется таким же» в расчет не принимается.
В 2023 г. Индекс надежды в целом по опрошенным странам существенно вырос в сравнении с 2022 г., до +13 с -3.
Top-5 стран – оптимистов и пессимистов из года в год меняются. На пороге 2024 г. они выглядят следующим образом
Однако, при всех изменениях, в наибольшие оптимисты, практически, никогда не попадают самые развитые в плане экономики и демократических институтов страны, а в числе пессимистов мы всегда видим кого ни будь из лидеров западного мира (в этом году Италию) и, чаще всего, новых членов или кандидатов в члены Европейского Союза.
В Казахстане тренд Индекса надежды оказался противоположным мировому. Этот показатель в нашей стране неуклонно снижается с 2019 г.
И если, несмотря на тенденцию к снижению, Казахстан до 2022 г. включительно неизменно находился в лидирующей пятерке рейтинга (в 2022 г. у него было третье место), то в 2023 г. наша страна всего лишь на 13-м месте.
Конечно, описанную динамику нельзя толковать однозначно. Индекс надежды в Казахстане держится с достаточно уверенным плюсом. К тому же, вполне возможно, что в стране растут социальные притязания. Ведь именно из-за высоких социальных притязаний страны, богатству и развитости которых мы завидуем, нередко показывают крайне низкие, иногда минусовые значения Индекса надежды. В 2023 г. Канада показала 0, Германия -7, Австрия -9. С минусами вышли Гонконг и Южная Корея.
Однако казахстанская ретроспектива все же заставляет задуматься. В нашей стране анонсированы масштабные реформы. Возможно, они пока не оправдывают порожденных ими надежд.
|
О тех, которых забывать нельзя |
Проблемы казахстанцев, признанных недееспособными, вынесены на общественные обсуждения
Речь пойдет о людях, которые по причине психических отклонений или умственной отсталости признаны недееспособными, в связи с чем над ними установлена опека и они фактически лишены элементарных прав человека и гражданина. Таковых в Казахстане более 40 тысяч человек. Около половины из них находятся в Центрах оказания специальных социальных услуг (ЦОССУ), где их опекуном считается директор учреждения, и более половины пребывает в домашних условиях с назначенными опекунами, как правило, из числа близких родственников.
Эта довольно многочисленная категория наших сограждан долгое время не являлась объектом серьезного общественного внимания. Ситуация несколько изменилась с ратификацией Казахстаном в 2015 г. Конвенции о правах инвалидов (КПИ). Данный документ, ставший важным элементом гуманизации международного права, потребовал внедрения принципиально новых стандартов законодательства и социальной практики. Суть новых подходов в том, что лица с инвалидностью, в том числе ментальной и интеллектуальной, должны обладать полной правоспособностью наравне с другими гражданами.
Для того, чтобы всесторонне оценить правовую и социальную ситуацию и наметить конкретные преобразования в контексте требований КПИ, Минтруда и ПРООН в марте 2023 г. начали комплексный исследовательский проект «Анализ национального института опеки над совершеннолетними лицами и выработка рекомендаций по его совершенствованию». Выполнение проекта поручено Центру социологических и маркетинговых исследований «BISAMCentralAsia». Согласно задачам проекта, досконально изучен международный опыт реформирования законодательства и правоприменительной практики в соответствии с принципами и установками КПИ, сделан всесторонний критический обзор соответствия казахстанского законодательства новым принципам и стандартам международного права в отношении лиц с ментальной и интеллектуальной инвалидностью, даны конкретные рекомендации об изменениях в законах и нормативных актах.
В рамках проекта впервые в Казахстане проводится комплексное социологическое исследование по проблемам положения и прав лиц, признанных недееспособными. Завершен уникальный по тематике и методологии опрос, в ходе которого проведено более 300 интервью с совершеннолетними гражданами, находящимися под опекой. Опрашивались также опекуны, социальные работники, руководители и специалисты системы социальных услуг, юристы, правозащитники, психиатры и психологи.
В целом исследование показало определенный прогресс во внедрении в национальную систему опеки принципов и установок Конвенции о правах инвалидов, а также заметный отход от устаревших стандартов психиатрии, позитивные сдвиги в социальной работе. Постепенно совершенствуется нормативно-правовая база опеки, в основном успешно действуют Центры оказания специальных социальных услуг, появляются альтернативные им учреждения с более гибким режимом.
Однако реальное положение лиц с ментальной и интеллектуальной инвалидностью пока далеко от современных правовых и социальных стандартов.
Казахстанское общество не избавилось от социокультурных и психологических стереотипов, мешающих внедрению принципов гражданского равноправия и правозащитных подходов в отношение к лицам с ментальной и интеллектуальной инвалидностью. Это проявляет себя, прежде всего, в отсутствии сколь ни будь широкого общественного интереса к проблемам данного сегмента населения, в стремлении, хотя, как правило, неосознанном и скрываемом, к максимальной изоляции «нестандартных» людей.
Особо острую проблему в связи с внедрением КПИ представляет собой крайне низкий уровень информирования недееспособных и «кандидатов» в недееспособные о своих правах, правовых и социальных возможностях и даже о специфике своего положения. Каждый третий респондент опроса недееспособных вообще не знает, что ему присвоен статус недееспособного. Примерно столько же не знают, что недееспособность устанавливается решением суда. Из тех опекаемых лиц, кто так или иначе информирован о судебном порядке установления недееспособности, 46% не имеет представления о том, кто возбудил иск о лишении дееспособности их самих.43% опрошенных недееспособных не приглашались в суд. При этом 31% заявили, что у них не было никакой возможности выразить свое мнение в суде ни самостоятельно, ни через адвоката/представителя. Столь вопиющие факты, вскрытые исследованием, говорят о том, что не информированность становится важнейшим фактором широкой распространенности грубых процессуальных нарушений при определении недееспособности.
Крайне редкими являются случаи восстановления дееспособности. Здесь действует ряд факторов, от изъянов законодательства и правоприменительной практики до корыстных интересов опекунов. Однако главных причин – две. Первая – отсутствие системного мониторинга состояния психического здоровья опекаемых лиц. Вторая – почти поголовная не информированность недееспособных лиц о возможностях восстановления дееспособности. Не имеют никакого представления о такой возможности почти 70% опрошенных недееспособных.
Реформа законодательства и практики на принципах КПИ отличается исключительной сложностью, так как затрагивает и фундаментальные основы права, и устойчивые социальные и ценностные стереотипы, и административные и профессиональные подходы. Проведенный международный обзор показал, что в мире нет страны, которая могла бы послужить образцом внедрения Конвенции в национальное законодательство и практику.
На завершающем этапе проекта ПРООН и Минтруда, осуществляемого BISAM, предварительные результаты вынесены на общественные обсуждения.
Общественные обсуждения прошли с в период с 15 по 19 декабря 2023 года в онлайн формате. На них были приглашены представители экспертного сообщества, имеющие профессиональное отношение к исследуемой теме, а также практикующие специалисты, непосредственно вовлеченные в систему опеки. Всего было проведено 3 общественных обсуждения, собравших более 100 экспертов. Мероприятия реализовались по следующим тематическим направлениям:
1. Социальное направление. В рамках социального направления в общественных обсуждениях приняли участие специалисты, работники органов опеки и попечительства, социальные работники
2. Медицинское направление. В рамках медицинского направления на общественные обсуждения были приглашены психиатры, психотерапевты, психологи, другие медицинские работники, работающие в учреждениях, оказывающих специальные медицинские и социальные услуги
3. Юридическое направление. В рамках юридического направления в обсуждениях приняли участие специалисты в области права, правозащитники, общественные деятели
Проведенные общественные обсуждения по каждому из профильных направлений позволили получить дополнительную экспертизу по многим, поставленным в контексте задач и предварительных результатов проекта, вопросам. Кроме того, эксперты и специалисты в рамках своих выступлений выносили на обсуждения и другие актуальные вопросы, касающиеся функционирования отечественной системы опеки, обозначали возможные ориентиры их эффективного решения.
В настоящее время материалы общественных обсуждений тщательно обрабатываются и будут в различных форматах доведены до профессионалов и широкой общественности. |
Преодоление любой дискриминации – мировой тренд. В тренде ли Казахстан? |
Современный мир все большее значение придает достижению реальной всеобщности прав человека и гражданина, преодолению каких бы то ни было проявлений дискриминации относительно любых личностей и групп. В этом ключе возник принципиально новый подход к правам лиц с инвалидностью, к существующим, практически, во всех странах ограничениям правоспособности и дееспособности лиц, имеющих инвалидность по психическим заболеваниям.
Казахстан стремится идти в русле этого направления социального и правового прогресса. В 2008 г. РК подписала, а в 2015 г. ратифицировала Конвенцию о правах лиц с инвалидностью. Это поставило перед страной задачу серьезного реформирования законодательства и социальной практики.
Определенные шаги на этом пути уже сделаны. В 2017 г. Правительством РК был утвержден Первоначальный государственный доклад о мерах по осуществлению Конвенции. Принципы Конвенции нашли отражение в новом Социальном кодексе. Осуществлены преобразования в системе медико-социальных учреждений, в частности, создана сеть центров оказания специальных социальных услуг для лиц с ментальной инвалидностью.
Однако фундаментальные изменения, требуемые новым подходом к правам лиц с инвалидностью и к вопросам дееспособности, в Казахстане, как и во многих других странах, все еще далеки от завершения. Лица, признанные недееспособными в связи с психическими заболеваниями, по сути лишаются всякой правовой самостоятельности и не могут осуществлять экономические, социальные и политические права, гарантированные Конституцией РК для всех без исключения граждан. Таким образом, имеет место фактическая дискриминация достаточно большой группы населения страны, что неприемлемо с позиций современного международного права.
Нуждается в радикальном реформировании и существующая в Казахстане система опеки над совершеннолетними лицами. В этом выводе едины и специальный докладчик ООН, и ведущие казахстанские эксперты, и правозащитники.
Решению этой, приобретающей все большую актуальность, задачи призван содействовать совместный проект ПРООН и Министерства труда и социальной защиты населения РК в рамках работы по анализу национального института опеки над совершеннолетними лицами и выработке рекомендаций по его совершенствованию. Реализация проекта осуществляется Центром социологических и маркетинговых исследований BISAMCentralAsia.
Проект предполагает детальный анализ правовых основ и правоприменительной практики в области опеки над совершеннолетними в Казахстане в контексте основополагающих международно-правовых документов и мирового опыта, а также проведение опросов, глубинных интервью и фокус-групп со следующими целевыми группами:
- совершеннолетние лица, признанные недееспособными в связи с психическими патологиями, над которыми осуществляется опека;
- опекуны и родственники совершеннолетних лиц, признанных недееспособными;
- представители государственных органов, их структурных и территориальных подразделений, а также других организаций, обеспечивающих и контролирующих опеку над совершеннолетними;
- медицинские и социальные работники, юристы, представители судов и адвокаты, прямо или косвенно вовлеченные в процесс установления, обеспечения и контроля опеки;
- общественные деятели, ученые и правозащитники.
Всех, кто хотел бы предоставить информацию по проблемам, описанным выше, высказать мнения, оценки, предложения, выступить респондентом в опросах, принять участие в планируемых общественных обсуждениях, просим написать на адреса электронной почты
This e-mail address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it
This e-mail address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it
, a_skuratov@bisam.kz. |
|
|