"Мировой экономический и политический кризис сделал потребительское поведение казахстанцев парадоксальным: стремление экономить растет вместе с ростом потребительских расходов".
КРАТКО ОБ ОСНОВНЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ ИССЛЕДОВАНИЯ:
· среди потребителей наблюдается стремление к максимальной экономии и оптимизации затрат
· несмотря на режим экономии, отечественные потребители вынуждены увеличить расходы в связи с ростом цен и тарифовэкономические трудности наиболее существенно сказались на низкодоходных группах и на социальных стратах, представляющих средний класс
· казахстанцы не снижают расходы на досуг, тем самым стараясь сохранить качество жизни
· мировые и внутренние коллизии не вызвали паники в широких слоях населения страны, однако можно говорить об обостренном недовольстве достаточно значительной части населения, которая может составить протестный потенциал
· сохраняется характерный для казахстанцев позитивныйсоциальный и эмоциональный настрой, что является важнойхарактеристикой потребительского поведения
I. Мировой кризис заслонил в сознании казахстанцев внутренние потрясения
2022 год начался с трагического января. Однако дезорганизация мировой экономики и международных отношений в следствие российско-украинского конфликта заслонила восприятие казахстанцами даже январских событий. Если о сильном или заметном влиянии на их жизнь январских событий заявили 44% респондентов, то сильное или заметное влияние анти-российских санкций ощутили 53% опрошенных.
II. Рост цен стал главной проблемой, беспокоящей казахстанцев, причем респонденты связывают его, прежде всего, с внешними влияниями
Как видим, проблема роста цен лидирует в массовом сознании с огромным отрывом. В предыдущие годы лидером в списке проблем всегда было состояние здоровья и качества медицинских услуг. Сегодня здоровье больше других проблем волнует только тех, кому за 60 (73,8% ставят на первое место). Остальные возрастные группы более всего обеспокоены ростом цен.
Встревожены ростом цен в наибольшей мере жители Нур-Султана (3/4 опрошенных в столице). Выделяются в этом плане также Алматы и Караганда (более 71% респондентов).
В опросе, проводившемся BISAM несколько ранее, 83% респондентов связали рост цен на продукты питания, прежде всего, с кризисными явлениями в мировой экономике, порождёнными российско-украинским конфликтом и антироссийскими санкциями. 67% назвали эти факторы как причину роста цен на не продовольственные товары.
III. Влияние мирового кризиса вызвало в потребительском поведении казахстанцев два противоречивых явления
Рост цен в корне изменил тренд потребительского поведения: он теперь определяется стремлением к максимальной экономии
Однако рост цен оказался настолько велик, что никакая экономность не помогает: казахстанцы вынуждены увеличивать расходы на продукты, товары и услуги.
На жесткий режим экономии перешли около 40% процентов опрошенных и чуть меньше - на умеренный режим. Лишь пятая часть обходится без усиленной экономии. Естественно, что переход к экономичной модели потребительского поведения более характерен для семей с невысокими доходами. Однако и в группах с относительно высоким месячным семейным доходом 500 000 – 750 000 тенге, на режим жесткой экономии перешла четверть опрошенных. Тренд бережливого потребления охватил заметную часть среднего класса.
Как бы люди не пытались экономить, они вынуждены увеличить расходы на еду (61,6%), хозяйственные товары (43,7%), лекарства и лечение (42,3%) и коммунальные платежи (40,1%). В то же время, люди продолжают тратить на посещение кафе, ресторанов, кинотеатров и мест отдыха (27,8%), а также на досуг (25,0%), тем самым стараясь сохранить качество жизни.
IV. Несмотря на осознание серьезных экономических трудностей и реальное ухудшение материального положения, в оценках казахстанцами текущей ситуации преобладает умеренный позитив
Как видим, выражено доминирует оценка «Все не так плохо и можно жить», однако нельзя игнорировать достаточно высокий потенциал недовольства в группах с низким и даже частично со средним доходом. В группах с доходом до 100 000 тенге тех, кто терпит, чье терпение уже на исходе и кто уже не может терпеть в совокупности насчитывается около 45%. В целом по массиву таких респондентов около одной трети. Это означает что сложившаяся ситуация требует серьезного пересмотра представлений о черте бедности. По крайней мере, о снижении покупательной способности она свидетельствует однозначно.
Однако столь же однозначно можно констатировать и отсутствие массовой паники в связи с возникшими экономическими трудностями. Есть ли при этом основания опасаться публичных протестов, в том числе и с выходом за ненасильственные рамки? 9% тех, чье терпение уже на исходе и около 3% тех, у кого терпение иссякло – это серьезный протестный потенциал.
V. В сложной ситуации казахстанцы не утратили присущего им оптимизма, который является важным фактором их потребительского поведения.
В международных опросах GallupInternational(BISAM является оператором этих опросов по Казахстану) Казахстан неизменно занимал места в топ 10, а иногда и в топ 5 по Индексу Надежды. Этот индекс рассчитывается как разница между вариантами «будет лучше» и «будет хуже» в ответах на вопрос «будет ли наступающий год лучше, хуже уходящего или останется таким же?».
Вступая в 2020 г. казахстанские респонденты опроса Gallup показали восьмое место в мировом рейтинге (Индекс надежды – 50%. 56% опрошенных заявили, что год будет лучше, 30% - что останется таким же и лишь 6% что окажется хуже).
Пройдя через годы пандемии и беспрецедентной за последние полвека мировой дестабилизации, казахстанцы сохранили преимущественно позитивный настрой в восприятий будущего.
Правда, оптимизм казахстанцев по сравнению со спокойным временем стал несколько более осторожным. Теперь уже тех, кто ожидает ухудшение в той или тиной мере ситуаций в стране, более чес в трое больше «20% по сравнению с 6%». Однако оптимизм сохранило хоть и не абсолютное, как накануне 2020 г, но достаточно значимое, относительное большинство.
Показательно, что ответы на аналогичный вопрос в российском исследований проведенном компанией MASMI, при схожих с нашим исследованием в размере и структуре выборки, показал гораздо более пессимистические настроения.
В казахстанском исследовании выявлено несколько необычная динамика в разрезе иерархии доходов.
Доли оценивающих будущее по вариантам «хуже» и «горазда хуже» в самой низкодоходной группе превышает 27% и сохраняется на уровне около четверти опрошенных в следующей по доходу группе «50000- 100000 тенге». Затем в группах от «100000-250000 тенге» фиксируется заметное снижение доли отрицательных оценок. Однако, начиная с уровня дохода в 250 000 тенге, а особенно в группе «500000-750000» тенге мы снова видим рост пессимистических настроений.
Умеренно оптимистический прогноз делают респонденты и относительно финансового положения своих семей к концу года.
Оптимизм казахстанцев имеет выраженную эмоциональную основу. Надежда безусловно доминирует над всеми настроениями.
Больше всего доля респондентов, убежденных в том, что их финансовое положение останется прежним. Однако доля надеющихся на улучшения финансового положения во всех группах, кроме самых низкодоходных, больше, чем прогнозирующих ухудшение.
Оптимизм казахстанцев имеет выраженную эмоциональную основу. Надежда безусловно доминирует над всеми настроениями.
Основную статью можно скачать по ссылке: https://drive.google.com/file/d/1ES9LtJn9n870XmidNyf4rMZl8xdSaHvt/view
|