Люди в разных странах по-разному реагируют на развитие пандемии

61898c8628d848129d3fcd0b160773da 18

Международная ассоциация Gallup International, членом которой от Казахстана является Центр социологических и маркетинговых исследований BISAM Central Asia, продолжает вести мониторинг общественных настроений в различных странах в связи с развитием пандемии COVID 19. Первый замер мониторинга был осуществлен 13-22 марта 2020 г. С 4 по 17 апреля 2020 г. состоялся в 17 странах, представляющих Европу, Азию и Америку, второй замер.

Страх заразиться коронавирусом в целом усилился. В большинстве участвовавших в опросе стран доля респондентов, боящихся, что заразятся они сами или кто-либо из членов их семьи, возросла на 6-12%.

Заметное исключение из этого ряда составили США. Здесь доля опасающихся заражения увеличилась сразу на 25%, с 52% до 77%. Примерно такая же динамика отмечается в Германии, где доля опасающихся заразиться возросла в числе опрошенных с 46% до 68%. Показательно, что в мартовском опросе Германия и США находились среди стран, которым страх перед коронавирусом был присущ меньше всего. Теперь ситуация «отрезвила» немцев и американцев.

Зато в Италии, стране, наиболее пострадавшей от коронавируса, страх перед инфекцией достиг предела и пошел на спад (81% боящихся заразиться в апрельском опросе в сравнении с 90% в мартовском).

Еще одной страной, где страх перед коронавирусом поубавился, стала Россия. Доля опасающихся заражения сократилась здесь с 68% до 63%.

В Казахстане доля опасающихся заражения увеличилась на 5 процентных пунктов и достигла 59%. Однако теперь наша страна стала государством, где показатель боящихся коронавируса меньше, чем в любой из стран, охваченных опросом. В марте «смелее» Казахстана выглядели Германия, Швейцария, США и Япония.

В подавляющем большинстве стран, участвовавших в опросе, значительно возросло число респондентов, готовых к ограничению своих прав, если это поможет в борьбе с коронавирусом. Особенно сильно этот показатель вырос в США – на 23 процентных пункта. Казахстан не стал исключением из общего тренда. Доля готовых ограничить свои права ради успеха в преодолении пандемии увеличилась в нашей стране с 67% до 80%. В то же время опрос показал, что пандемия нанесла удар по экономическому и социальному положению респондентов во всех странах. Однако сила этого удара оказалась неодинаковой в различных государствах.

В целом по обследуемым странам 60% опрошенных, в числе которых как работающие граждане, так и пенсионеры, домохозяйки, студенты и безработные, были затронуты различными мерами, серьезно ухудшившими их материальное положение и социальный статус. Больше всего эта доля оказалась в Индонезии (86%), на Филиппинах (85%), в Таиланде (77%), в Малайзии (69%), то есть в экзотических странах, сильно зависящих от туризма и сферы услуг.

Среди развитых стран доля испытавших экономические и социальные потрясения больше всего в Италии (46%) и в США (44%).

Довольно высок показатель социально-экономических потерь среди респондентов России – 61%. Показатель Казахстана – 47%. Меньше же всего опрошенных, заявивших об экономическом и социальном ущербе, в Австрии (36%) и в Германии (34%).

В представлениях о будущем мира после пандемии пока нет доминирующего мнения. 41% опрошенных считают, что мир вернется к докризисному положению, 45% полагают, что мы будем жить в совершенно новом мире. 14% затруднились ответить на этот вопрос.

Тем не менее, в будущем мире люди хотят видеть больше хорошего, чем плохого. 50% опрошенных надеются, что после пандемии усилится сотрудничество между странами и лишь 28% полагают, что международные отношения станут более конфронтационными. Затруднились ответить на вопрос 22%.

Единственной страной, где доля прогнозирующих конфронтацию превысила долю прогнозирующих сотрудничество, оказалась Россия (показатели, соответственно, 48% и 41%).

В Казахстане половина респондентов полагают, что отношения в мире будут отличаться большим сотрудничеством и лишь 21% склонны считать, что на международной арене усилится конфронтация. Правда, в нашей стране довольно высока и доля, неопределившихся с мнением по этому вопросу – около 30%.